Версия для слабовидящих
  
День пенсионера в Свердловской области
Национальный проект
Развитие добровольчества
Аттестация педагогических работников
Объявления
Организационное обеспечение, кадры и награды
Календарь мероприятий
Профессиональное искусство и художественное образование
Независимая оценка качества условий оказания услуг
Общественный совет при Министерстве культуры Свердловской области
Государственные услуги
Контрольная деятельность
Музейное дело
Библиотечная деятельность
Культурно-досуговая деятельность
Поддержка НКО
Старшее поколение
Учреждения культуры для инвалидов
Открытые данные
Развитие конкуренции на территории Свердловской области


Новости

04.09.2015

В Малом зале регионального отделения Союза художников России открылась выставка «К 100-летию русского супрематизма»

В Малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России состоялось открытие выставки «К 100-летию русского супрематизма, посвященная вековому юбилею картины «Черный квадрат» и 115-летию ее автора Казимира Малевича. В рамках экспозиции уральские художники  Сергей Айнутдинов, Василий и Любовь Анциферовы, Вера Воинкова, Светлана Ганзина, Юрий Ельешов, Владимир Зуев и многие другие представили своё видение и прочтение произведения, изменившего эпоху. Выставка включает в себя живописные и графические опусы, пространственные композиции, которые воплощают как дух революционных противоречий, художественных экспериментов, так и парадоксальность мышления и  амбивалентность смыслов современной культуры и исторического прошлого. Насколько уральским авторам удалось запечатлеть идеи Казимира Малевича об абсолютной свободе художника-демиурга и возможности визуально воплотить чистый акт творения, могут судить сами зрители.
Истоком «Черного квадрата» была работа Малевича над декорациями к опере Михаила Матюшина «Победа над Солнцем», в создании авангардного спектакля также принимали участие поэты Велимир Хлебников и Алексей Крученых. В названии оперы закодировано аллегорическое выражение затмения, в котором авторы усматривали положительный смысл: победу нового мира над старым, науки и техники над природой, торжество ума над стихией. Хор в опере исполняет: «Мы вольные. Разбитое солнце. Здравствует тьма!»
Впервые как самостоятельное произведение «Чёрный квадрат» был показан на Последней футуристической выставке картин «0,10», открывшейся в Петрограде 17 декабря 1915 года, и стал символом новой эры в искусстве и истории культуры. Казимир Малевич называл свое творение «голой без рамы иконой своего времени» и так отзывался о нём: «Кто он и что в нем есть; никто над этим не думал, и поэтому я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового лика супрематического мира, сам возведу его в дух творящий. Вижу в этом то, что когда-то видели люди в лице Бога, и вся природа запечатлела образ его Бога в облике, подобном человеческому, но если бы кто из седой древности проник в таинственное лицо черного квадрата, может быть, увидел бы то, что я в нем вижу».
«Чёрный квадрат» как будто предвосхитил грядущие катаклизмы - в 1914 г. разразилась Первая мировая война, потом были революция и гражданская война, полностью перекроившие мир. Сам Казимир Малевич о своей эпохе отзывался так: «Сейчас время особое, может быть, никогда не было такого времени, времени анализов и результатов всех систем, некогда существовавших, и к нашей демаркационной линии века принесут новые знаки. В них мы увидим несовершенства, которые сводили к делению и розни, и, может быть, от них возьмем только рознь, чтобы выстроить систему единства». Таким образом, супрематизм, как и воплощавший его «Черный квадрат», были для К. Малевича не только символом конца искусства, но и вообще символом конца жизни, из которой должна была возродиться новая - светлая и прекрасная.
Напомним, что в настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: два - в Москве, в Третьяковской галерее, в том числе первый «Черный супрематический квадрат», датированный 1915 годом, еще два – в Санкт-Петербурге, в Русском музее и в Эрмитаже. Эти произведения сделали Казимира Малевича  основателем и лидером супрематизма – направления в авангардистском искусстве, разновидности геометрической абстракции, где главными компонентами произведений становятся геометрическая форма и открытый цвет, а принципом выразительности – математически выверенная абстрактная композиция.
 
 
 


« К списку новостей

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Ссылка на Министерство культуры Свердловской области при использовании материалов обязательна © 2006 Дизайн сайтов в Екатеринбурге Дизайн сайтов Екатеринбург