В Свердловской области подвели итоги научно-практической конференции, посвященной обучению детей с ОВЗ в детских школах искусств
В Свердловской области подвели итоги второй Уральской межрегиональной научно-практической конференции «Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в детской школе искусств: теория и практика», которая прошла на площадке мультимедийного исторического парка «Россия – моя история». Участниками конференции стали более 120 человек из 24 муниципалитетов Свердловской области: поселка Большой Исток, Верхних Серег, Верхней Синячихи, поселка Восточный, Екатеринбурга, Заречного, Каменска-Уральского, Камышлова, Краснотурьинска, и многих других. Также в конференции приняли участие специалисты из Кемеровской, Московской, Томской, Тюменской, Челябинской областей, Республик Коми и Чувашия, Краснодарского и Пермского краев, Ямало-Ненецкого автономного округа и других регионов России.
Целью конференции явилась консолидация действий руководителей образовательных организаций сферы культуры и искусства, специалистов региональных органов власти, представителей служб психолого-медико-социального сопровождения, профессионального сообщества в процессе решения актуальных задач развития инклюзивного образования в детских школах искусств. В задачи работы конференции входило рассмотрение теоретических и практических аспектов в организации инклюзивного образовательного процесса в школе искусств, обсуждение организационных и содержательных основ в практике образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Организаторами конференции выступили Методический центр по художественному образованию (г. Екатеринбург), министерство культуры Свердловской области.
Участники конференции заслушали доклады по нормативно-правовым аспектам управления инклюзивным процессом обучения детей в художественном образовании, возможностям и перспективам школы искусств как социального института в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пленарное заседание открылось приветственным словом начальника отдела профессионального искусства, художественного образования, творческих проектов и информатизации министерства культуры Свердловской области Веры Литовских. Она поблагодарила коллег за большую проделанную работу в данном направлении, отметила важность и значимость мероприятия и пожелала всем участникам конференции плодотворной работы. В продолжение работы к профессиональному сообществу в формате видео приветствия обратилась генеральный директор института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук Ирина Домогацкая.
Директор Методического центра по художественному образованию Наталья Клещева затронула проблемы организации образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в детских школах искусств Свердловской области, озвучила актуальные статистические данные по реализуемым программам и количеству обучающихся.
Ректор Екатеринбургской академии современного искусства, доктор педагогических наук Инна Ахьямова представила опыт управления проблемами инклюзии в художественном образовании города Екатеринбурга. Директор Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие» Владимир Бутаков, выступил с докладом на тему «Арт-педагогика в детской школе искусств: мир равных возможностей», в котором рассказал о многолетней работе отделения «Свободного творческого развития». Кроме этого, на пленарном заседании были заслушан доклад главного детского невролога министерства здравоохранения Свердловской области Елены Дугиной на тему «Технологии социокультурной адаптации у детей в многопрофильном медицинском центре».
Во второй части работы конференции был представлен практический опыт работы с детьми с различными ограничениями возможностей здоровья докладчиками из Свердловской области, Пермского края, Санкт-Петербурга. Специальный гость конференции, приглашенный эксперт, директор Охтинского центра эстетического воспитания (Санкт-Петербург) Галина Гринчак рассказала о практике организации образовательного процесса в музыкальных классах для слепых и слабовидящих детей. В рамках программы конференции состоялся небольшой концерт учащихся детских школ искусств Свердловской области с ограниченными возможностями здоровья. Участники концерта выступали в различных жанрах – это и инструментальное исполнительство, и художественное слово, и театрально-исполнительское искусство. Так, например, Дмитрий Максимовский (ДШИ №2, г. Каменск-Уральский) прочитал стихотворение «Он шел по улице и тихо плакал…» О. Николаевой, а Дмитрий Карамян (ДМШ №7 имени С.В. Рахманинова, г. Екатеринбург) и Татьяна Манаева (ДМШ №2, г. Нижний Тагил) исполнили на электронном клавишном инструменте фортепианные миниатюры. Зрители тепло встретили выступление Михаила Черныша (ДМШ №11 имени М.А. Балакирева, г. Екатеринбург), который блестяще исполнил «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта на ксилофоне. Завершилась концертная программа ярким, пронизанным юмором номером актеров театральной мастерской «Алые паруса» по мотивам рассказа А.П. Чехова «Из огня да в полымя» (Александр Житников, Регина Ковалева, Александр Гусев, ЕДШИ №4 «АртСозвездие», Екатеринбург).
Для всех гостей конференции на главном экране демонстрировалась электронная выставка работ учащихся художественных отделений детских школ искусств и художественных школ региона, где были представлены лучшие работы обучающихся по общеразвивающим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, участники конференции имели возможность самостоятельно ознакомиться со всеми экспозициями мультимедийного исторического парка, вниманию гостей были представлены и экскурсионные программы – «Рюриковичи» и «Романовы».
По итогам работы участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в системе детских школ искусств и выработали рекомендации. В частности решено предложить министерству культуры Российской Федерации рассмотреть возможность совершенствования способов государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в детских школах искусств за счет создания грантовых программ и стипендиальных фондов, а министерству культуры Свердловской области рассмотреть возможность поддержки проектов в сфере художественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья из средств областного бюджета.
Также решено рекомендовать профессиональным образовательным организациям и учреждениям среднего и высшего образования в сфере культуры и искусства предусмотреть внедрение в образовательные программы модулей, курсов по выбору и факультативов по содержанию и технологиям инклюзивного образования; предусмотреть разработку дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров системы художественного образования по направлению работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Методическому центру по художественному образованию Свердловской области предложено организовать транслирование эффективного педагогического опыта в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения курсов повышения квалификации для преподавателей, профессиональных конкурсов методического обеспечения учебного процесса с применением традиционных и инновационных технологий. Кроме того, органам муниципальной власти, уполномоченным в сфере культуры и искусства, рекомендовано пособствовать укреплению роли детской школы искусств как социального института для продвижения идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе и в системе художественного образования, совершенствовать формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения инновационных технологий обучения, включая дистанционные формы.
Подводя итоги II Уральской межрегиональной научно-практической конференции «Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в детской школе искусств: теория и практика» следует отметить с одной стороны, широкий спектр обозначенной проблематики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. С другой стороны, высокую практическую значимость представленного практического опыта работы с применением как традиционных, так и инновационных технологий и методик обучения.
Тематика конференции позволила объединить интересы руководителей образовательных организаций сферы культуры и искусства; специалистов органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере культуры; специалистов региональных органов власти в сфере культуры; представителей служб психолого-медико-социального сопровождения и преподавателей детских школ искусств.
Логическим завершением работы конференции явились курсы повышения квалификации, организованные Методическим центром по художественному образованию совместно со специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) «Эхо». В рамках курсов руководитель структурного подразделения «Региональный ресурсный центр развития доступной образовательной среды в системе образования Свердловской области» Валентина Баженова рассказала об основных требованиях к разработке и реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей; обозначила основные формы и методы организации деятельности с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования. Заместитель директора по научно-методической работе и информационным технологиям ЦПМСС «Эхо» Валентина Козлова раскрыла основные ограничения возможностей здоровья у детей, поделилась опытом реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ на примере совместного интерактивного социально-ориентированного творческого проекта преподавателей «Разработка и реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями с учетом их особых образовательных потребностей «Реабилитация. Инклюзия. Творчество. Музыка» (РИТМ) для детей с нарушенным слухом», проект реализуется Центром психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» и Свердловской государственной академической филармонией.
Участники II Уральской межрегиональной научно-практической конференции «Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в детской школе искусств: теория и практика» выразили благодарность организаторам конференции за предоставленную возможность принять участие в обсуждении эффективного опыта, перспектив внедрения и реализации инклюзивного подхода в образовательном пространстве детских школ искусств.
« К списку новостей
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Напишите — решим!
|
|
|