Инновационный культурный центр стал площадкой для размещения двух ярких выставок, представленных региональным отделением Союза художников России
В Инновационном культурном центре в Первоуральске представили две яркие экспозиции: одна из них представляет результаты активной творческой деятельности молодых свердловских художников, участвовавших в форуме «Таврида», вторая – выставка Николая Воронкова, начинающая цикл выставок, направленных на знакомство уральского зрителя с техниками печатной графики.
Экспозиция «Уральские фантазии крымского лета» - результат работы авторов на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида», который прошёл в Крыму с 1 июля по 24 августа. Форум по поручению Президента России Владимира Путина проводился уже второй раз. Организаторами площадки выступили Федеральное агентство по делам молодежи, Общественная палата РФ и «Роспатриотцентр» при кураторстве Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.
Программа форума состояла из семи тематических смен: «Молодые композиторы, музыканты и хореографы», «Молодые архитекторы, урбанисты и дизайнеры», «Молодые художники, скульпторы и искусствоведы», «Молодые преподаватели истории», «Молодые писатели, поэты и критики», «Молодые режиссёры, продюсеры и актёры театра и кино» и «Молодые журналисты региональных и местных СМИ». Участниками семи смен площадки стали около 3000 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет – профессионалов и преподавателей различных художественных направлений со всей России.
Партнёрами форума выступили Союз композиторов России, Союз художников России, Музей современной истории России, Литературная газета, телеканал «Культура» и другие учебные заведения и организации.
С участниками форума встретились помощник Президента России Андрей Фурсенко, советник Президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой, министр образования и науки РФ Ольга Васильева, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Александр Бречалов, режиссер Никита Михалков, продюсер и член Общественного совета Росмолодежи Егор Кончаловский, генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв, швейцарский журналист, политик и общественный деятель Ги Меттан, глава Фонда современного искусства Иван Демидов, председатель правления «Союза художников России» Андрей Ковальчук и другие представители экспертных и профессиональных сообществ.
С 17 по 23 июля на молодёжном форуме «Таврида» прошла образовательная смена молодых художников, скульпторов и искусствоведов. Сотни талантливых молодых людей из Тулы, Сочи, Москвы, Екатеринбурга, Калининграда и других городов на площадке форума слушали лекции, учились у мастеров на практике, работали, общались, спорили. Свердловскую область представили живописцы: Кирилл Бородин, Максим Кузнецов, Елизавета Нетреба, Андрей Прохоров, Руслан Саржанов и Ольга Хатмуллина.
Все полотна, вошедшие в экспозицию «Уральские фантазии крымского лета» тематически связаны с Крымом. Молодые художники вдохновлялись либо тавридской природой, то передавая её своеобразие и самобытность, то улавливая тончайшие нюансы состояний в разное время суток, либо теми мероприятиями, которые проходили в течение недели пребывания на форуме. Динамичные композиции, нетривиальность пластических решений, особенная экспрессивность цветовых сочетаний доносят до зрителей концентрированность событий, мыслей, чувств, пережитых, испытываемых авторами. Все работы созданы в крайне сжатые сроки и не являются законченными произведениями, это, скорее, предварительный материал – эскизы, этюды, которые в будущем смогут стать полноценными живописными картинами.
Образовательная программа III смены форума «Таврида» невероятно обогатила теоретический багаж и арсенал практических средств участников. Десять лучших форумчан будут рекомендованы на получение государственной стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, наиболее талантливые и яркие художники и скульпторы также будут рекомендованы к вступлению во Всероссийскую творческую общественную организацию «Союз художников России». На закрытии Всероссийского молодёжного образовательного форума «Таврида» с участниками встретился Президент Российской Федерации Владимир Путин. Одна из работ живописцев из Екатеринбурга Руслана Саржанова и Елизаветы Нетреба - «Мирная гавань. Балаклава» - вызвала большой интерес Президента РФ и была подарена ему авторами.
Отметим, что почётными гостями образовательной недели смены «Молодые художники, скульпторы и искусствоведы» стали председатель правления Союза художников РФ Андрей Ковальчук, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского государственного академического института им. В. И. Сурикова Анатолий Любавин, историк архитектуры, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Семён Михайловский, писатель, автор и ведущий телепередачи «Умницы и умники» Юрий Вяземский, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Николай Боровской, член-корреспондент Российской академии художеств Алексей Суховецкий, художник-монументалист, член Российской академии художеств Иван Лубенников независимый куратор и арт-критик Антонио Джеуза, заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного комплекса РОСИЗО Вера Лагутенкова и другие представители профессионального сообщества.
Каждый из экспертов поднимал важные для молодых профессионалов вопросы. Председатель правления Союза художников РФ Андрей Ковальчук не только проводил мастер-классы по скульптуре, но и провёл многочисленные встречи с участниками, щедро делясь мыслями, идеями, практическим опытом с молодыми творцами. Юрий Вяземский в ходе диалога с участниками форума поднимал вопросы, связанные с преодолением творческого кризиса и конкретных инструментах эпатажа современного искусства, отмечая, что «вне зависимости от времени создания художественных произведений, цель их неизменна - поиск отгадки величайшей тайны человека - его понимания окружающего мира и проистекающих в нём процессов».
Народный художник России Николай Боровской провел на Форуме мастер-класс по живописи. Приехав на «Тавриду» уже во второй раз, преподаватель МГАИ им. В. И. Сурикова работу с молодыми специалистами определил одной из приоритетных задач: «Союз художников России огромен, многонационален, кто как не мы должен курировать это направление? Надо дать понять ребятам, что о них помнят, заботятся, что есть внимание к молодым художникам со стороны государства. Хорошо, что они познакомятся, может, потом встретятся на каких-то выставках. Здесь мы постараемся посмотреть работу каждого, оценить, дать рекомендации».
Выступил на форуме и независимый куратор и арт-критик Антонио Джеуза, рассмотрев с участниками историю современного искусства нашей страны, и заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного комплекса РОСИЗО Вера Лагутенкова, по словам которой, канон становится мерилом и хранителем культурно-информационного кода того или иного периода развития человечества.
Также молодые художники и скульпторы представили на суд экспертов (Андрей Ковальчук, Алексей Суховецкий, Анатолий Любавин, Иван Лубенников) свои портфолио. Свердловчанин Максим Кузнецов показал мастерам те работы, которые создал в Крыму (ряд этюдов крымской природы, виды Тавриды), и, заслужив критику и похвалу одновременно, отметил, что детальный разбор работ очень важен для становления молодого художника.
Народный художник России, профессор МГХИ им. В.И. Сурикова, секретарь «Союза художников России» Сергей Гавриляченко рассказал участникам «Тавриды» о главных проблемах, с которыми сталкиваются художники при построении композиции, а также прочел лекцию участникам третьей смены: «Современное классическое искусство в эпоху постмодернизма».
Кроме того, на площадке форума прошли очень жаркие дебаты на актуальную тему современного творчества: «Вместе или рядом?», которые вызвали бурю эмоций у сторонников новаторства и хранителей традиционных форм изобразительного искусства.
Вторая экспозиция, размещенная в Инновационном культурном центре, носит название «Избранные страницы графической культуры». Она начинает цикл выставок, направленных на знакомство уральского зрителя с техниками печатной графики. В залах ИКЦ представлены автолитографии народного художника РФ Николая Воронкова (Москва) и его учеников.
Оригинальность графического мастерства Николая Воронкова заключается в том, что практически в каждом печатном листе непременно читается природный мир, где эмоциональная авторская реакция на происходящее соединяется с образным осмыслением. В рамках данной экспозиции наиболее ярко это выражено в печатных листах к произведениям русского поэта и писателя Ивана Бунина, в творчестве которого природа всегда была созвучна его внутренним настроениям, а все природные процессы преломлялись под углом его субъективных эмоциональных и философских переживаний. Писатель на портрете выступает рафинированным, утончённым аристократом, органически выросшим на русской земле, воспитанным в дворянском имении, не представляющим своей жизни, в том числе в искусстве, без русской почвы, без русской культуры (известно, как мучительно Бунин переживал эмиграцию), поэтому собака на переднем плане, дворянская усадьба - на дальнем, а также деревья, трава, река, рыбак с удочкой - всё это символы, знаки некоего русского мира, который был разрушен трагедиями XX века. Природа в творчестве Бунина выступает как вечный родник духовной чистоты и жизненного трепета, восторга перед красотой мира, и подобное её прочтение оказывается соразмерно творчеству Николая Воронкова. Симфоническое звучание поэтических строк бунинского «Листопада» и литографий Николая Воронкова заключается именно в самостоятельном, но созвучном понимании природных явлений двумя разными авторами, передающими тончайшие оттенки субъективных переливов через сотворение пейзажа; наблюдая за изменяющейся картиной природы, они размышляет о течении человеческой жизни, и на первый план здесь выступают здесь нежность, восторг, влюблённость в естественную красоту неба, облаков, деревьев, воды, птиц и т.д. И. Бунин делает это через художественные приёмы поэтической речи, а Н. Воронков - через зрительные образы.
Чёрно-белые иллюстрации Николая Воронкова к повести Гавриила Троепольского «Белый Бим - Чёрное ухо», несмотря на то, что, прежде всего, связаны с миром людей, всё же принадлежат миру природы. История шотландского сеттера (своего рода олицетворения всего искреннего и чистого, что есть в человеке, идущего именно из природного мира, в отличие от цивилизации - с её расчётливостью, корыстолюбием и лживостью) - это история нежного, верного, доверчивого существа, которое невероятно страдает от жестокости и равнодушия людей, хотя и самые светлые и радостные чувства он переживает тоже благодаря людям. Создавая образы собаки и хозяина, автор словно рассказывает историю формирования глубокой внутренней связи и отношений с другими людьми, передавая гамму эмоциональных переживаний и характеры взаимодействий изобразительными средствами: светотеневыми контрастами пятен, заливок, ритмов, линий, штрихов. Сочетание разных планов (одновременно сверху и сбоку) позволяет зрителю уловить и возможное видение происходящего глазами диких животных и птиц (в сценах охоты), и взгляд собаки, живущей с хозяином, уже не принадлежащей собственно природному миру, и собственно человеческое прочтение тех или иных явлений.
Не менее выразительны пейзажи Николая Воронкова - то передающие радость от только что прошедшего дождя, ещё блистающего в лужах, то выражающие удивление от причудливой красоты сложного единства природы и культуры, то поющие гимн возвышенной красоте античной классики, то напоминающие о женщине как о неиссякающем источнике света, тепла, любви и утончённой поэтичности.
Свой изысканный дар цветовой оркестровки печатного листа, лирический настрой, умение вживаться в особую поэтику разных авторов мастер Николай Воронков щедро дарит своим ученикам, продолжающим и развивающим оригинальный путь своего учителя, а они, продолжая традиции мастерства, сохраняют и русское культурное наследие.
.
.
« К списку новостей
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Напишите — решим!
|
|
|