Версия для слабовидящих
  
День пенсионера в Свердловской области
Национальный проект
Развитие добровольчества
Аттестация педагогических работников
Объявления
Организационное обеспечение, кадры и награды
Календарь мероприятий
Профессиональное искусство и художественное образование
Независимая оценка качества условий оказания услуг
Общественный совет при Министерстве культуры Свердловской области
Государственные услуги
Контрольная деятельность
Музейное дело
Библиотечная деятельность
Культурно-досуговая деятельность
Поддержка НКО
Старшее поколение
Учреждения культуры для инвалидов
Открытые данные
Развитие конкуренции на территории Свердловской области


Министерство

скачать [rar]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
коллегии Министерства культуры Свердловской области

27 мая 2009 года г. Нижний Тагил

«Деятельность учреждений образования в сфере культуры и искусства г. Нижнего Тагила по формированию социокультурного пространства муниципального образования»

Рассмотрев вопрос о деятельности учреждений образования в сфере культуры и искусства г. Нижнего Тагила по формированию социокультурного пространства муниципального образования, коллегия отмечает следующее.

Город Нижний Тагил является крупным центром металлургии и машиностроения Среднего Урала. Современный город занимает территорию около 300 кв. км с населением более 380 тысяч человек. Значительное культурное наследие, богатые художественные традиции города позволяют отнести г. Нижний Тагил к крупным культурным центрам Урала.

Сеть учреждений культуры г. Нижнего Тагила состоит из организаций различных форм собственности. В городе действуют около 200 учреждений культуры, которые одновременно могут принять более 18 тысяч тагильчан и гостей города.

Нижний Тагил располагает достаточным количеством музеев, в каждом районе в ведомственных музеях открыты выставочные залы. Уровень библиотечного обслуживания, обеспеченности населения Нижнего Тагила услугами культурно-досуговых организаций, театрально-зрелищными учреждениями в городе соответствует социальным нормативам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р. При этом в театрах Нижнего Тагила лишь 955 зрительских мест, что ниже норматива на 768 мест. Организацию массового отдыха населения города, кроме клубно-досуговых учреждений, обеспечивают парки культуры и отдыха, расположенные в каждом районе города.

Деятельность по выявлению и поддержке молодых талантов, художественному образованию и эстетическому воспитанию детей и молодежи ведут учреждения образования в сфере культуры и искусства. Сеть образовательных учреждений системы Министерства культуры РФ включает 10 муниципальных детских школ искусств (в том числе по видам искусств), Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Нижнетагильский колледж искусств».

Развитая сеть муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (детских школ искусств, в том числе по видам искусств) включает 4 музыкальные школы, 4 школы искусств и 2 художественные школы. Количество детских школ искусств (0,3 детских школ искусств на 1000 человек) соответствует социальным нормативам, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 №1063-р, при этом наблюдается неравномерность обеспечения населения города услугами учреждений данного вида. В районе Гальяно-Горбуновского массива отсутствует художественная школа и школа искусств, в Дзержинском районе – школа искусств, отсутствуют школы искусств в микрорайонах Кушва, Алтайский, Рудник им. III Интернационала.

Общий контингент учащихся ДШИ составляет 3100 человек, что не соответствует действующим нормативам обеспеченности населения Нижнего Тагила услугами детских школ искусств. Из расчета общего количества учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ, контингент учащихся детских школ искусств в городе должен составлять 3775 человек. Увеличению контингента учащихся детских школ искусств препятствует недостаток учебных площадей. В соответствии с действующими лицензионными нормативами значительный недостаток учебных площадей отмечен в следующих учреждениях: детской школе искусств № 1, детской школе искусств № 2, детской школе искусств № 3, детской музыкальной школе № 5. Отрицательно сказывается на процессе формирования контингента учащихся и качестве образовательного процесса изношенная, морально устаревшая материально-техническая база детских школ искусств.

Детские школы искусств г. Нижнего Тагила ведут активную концертно-просветительскую деятельность. В образовательных учреждениях на постоянной основе проводятся мероприятия различной направленности: отчетные концерты, музыкальные спектакли, музыкально-литературные гостиные, выставки, классные концерты, организована работа детских филармоний. В 2008 году учреждениями дополнительного образования детей проведено более 570 мероприятий для жителей Нижнего Тагила. В рамках этого направления деятельности школы активно взаимодействуют с учреждениями социальной направленности, организованы мероприятия для ветеранов и пожилых людей. Налажено сотрудничество детских школ искусств с общеобразовательными школами, дошкольными образовательными учреждениями, детскими домами. Проводятся циклы тематических концертов, организована работа лекториев для учащихся и их родителей.

Во всех детских школах искусств действуют коллективы-спутники, к участию в которых привлекаются бывшие учащиеся – выпускники школ. Деятельность коллективов-спутников во многом способствует созданию художественной среды, способствующей повышению культурного уровня населения города.

Результаты деятельности по профессиональной ориентации выпускников детских школ искусств на продолжение обучения в образовательных учреждениях культуры и искусства следующего уровня превосходят средние показатели по области, при этом значительно превосходят средние показатели по поступлениям выпускников отделений музыкального искусства. С одной стороны – это результат профессиональной работы педагогических коллективов детских школ искусств, с другой – показатель крепкой позиции в городе Нижнетагильского колледжа искусств.

Нижнетагильский колледж искусств является культурным центром города, средоточием основных творческих сил. Большую помощь образовательным учреждениям дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, общеобразовательным школам оказывает Нижнетагильское методическое объединение, которое по качеству организационной и методической работы является одним из лучших в Свердловской области.

Планомерно растет контингент студентов колледжа при росте соотношения поданных абитуриентами заявлений на число принятых на обучение (показатель конкурса). Растет уровень квалификации педагогических работников колледжа: 98% преподавателей имеют высшее образование, из числа штатных педагогических работников 37 человек (56%) имеют высшую квалификационную категорию, 21 человек (32%) – первую категорию, 4 человека (6%) – вторую квалификационную категорию.

Нижнетагильский колледж искусств ведет активную концертную и просветительскую работу. В год образовательное учреждение дает более 80 концертов. Регулярную концертную практику ведут более 60% студентов колледжа. Бережно сохраняются и развиваются творческие традиции, заложенные основателями колледжа–музыкального училища. Со времени основания колледжа его преподаватели взяли на себя ответственность за сохранение музыкальной культуры в городе. Появившиеся много лет назад традиции проведения музыкальных салонов – концертов с лекторием, продолжают свою жизнь в новых формах. Концерты студентов и преподавателей колледжа посещают горожане всех возрастных категорий, различного уровня образования и рода занятий.

Деятельность образовательных учреждений культуры и искусства г. Нижнего Тагила вносит значительный вклад в формирование социокультурного пространства города, о чем свидетельствует следующее:

- социальное партнерство детских школ искусств, Нижнетагильского колледжа искусств с учреждениями образования и организациями культуры и искусства г. Нижнего Тагила способствует созданию единого культурно-образовательного пространства;
- активная культурно-просветительская деятельность образовательных учреждений культуры и искусства способствует повышению культурного уровня горожан;
- сотрудничество детских школ искусств с Нижнетагильским колледжем искусств способствует подготовке высокопрофессиональных кадров для учреждений культуры и образовательных учреждений культуры и искусства г. Нижнего Тагила;
- детские школы искусств, Нижнетагильский колледж искусств являются центрами художественного образования в образовательном пространстве г. Нижнего Тагила;
- обучение в детских школах искусств органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка;
- детскими школами искусств ведется деятельность по выявлению и поддержке творчески одаренных детей, реализации условий для эффективного самоопределения личности;
- в детских школах искусств созданы условия для реализации образовательных потребностей обучающихся и их родителей через расширение спектра образовательных услуг и создание условий для индивидуального развития каждого учащегося с использованием образовательных, педагогических, научно-методических и материальных ресурсов ДШИ;
- деятельность Нижнетагильского методического объединения способствует достижению высоких показателей количества и качества подготовки выпускников детских школ искусств, продолжающих обучение в образовательных учреждениях следующего уровня;
- образовательная и просветительская деятельность образовательных учреждений культуры и искусства способствует сохранению и развитию традиций народного художественного творчества.

Важное значение для дальнейшего развития муниципального образования имеет деятельность детских школ искусств по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения.


КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отметить важную роль образовательных учреждений культуры и искусства г. Нижнего Тагила в формировании социокультурного пространства города.

2. Признать социально значимой деятельность детских школ искусств по духовно-нравственному развитию молодого поколения.

3. Одобрить основные направления деятельности Управления культуры Администрации г. Нижнего Тагила по сохранению и развитию системы образования в сфере культуры и искусства города.

4. Одобрить представленную Министерством культуры Свердловской области Программу развития образования в сфере культуры и искусства Свердловской области на период до 2015 года.

5. Министерству культуры Свердловской области:

5.1. Разработать систему мер по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1244-р.

5.2. Провести необходимую работу по утверждению в установленном порядке Программы развития образования в сфере культуры и искусства Свердловской области на период до 2015 года.

5.3. Обеспечить поддержку мероприятий и проектов учреждений культуры, творческих союзов, образовательных учреждений культуры и искусства Свердловской области, направленных на развитие образования в сфере культуры и искусства.

5.4. Провести необходимую работу по подготовке проектов нормативных правовых актов по переводу областных государственных образовательных учреждений культуры и искусства на новую систему оплаты труда.

5.5. Подготовить предложения в Правительство Свердловской области по предоставлению в 2010 году субсидий из областного бюджета местным бюджетам на приобретение профильного оборудования и капитальный ремонт помещений муниципальных детских школ.
5.6. Способствовать совершенствованию материально-технической базы областных государственных образовательных учреждений культуры и искусства.

5.7. Обеспечить поддержку развития системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений культуры и искусства.

6. Органам управления культуры муниципальных образований Свердловской области:

6.1. Инициировать разработку муниципальных программ развития образования в сфере культуры и искусства.

6.2. Способствовать сохранению сети детских школ искусств, не допускать их ведомственного переподчинения.

6.3. Способствовать сохранению массового характера обучения детей в муниципальных детских школах искусств в целях интеллектуального, эмоционального, духовного развития подрастающего поколения.

6.4. Усилить взаимодействие со средствами массовой информации по освещению воспитательной, образовательной, концертно-просветительской деятельности детских школ искусств в целях повышения социального статуса образовательных учреждений.

6.5. Способствовать развитию материально-технической базы детских школ искусств в соответствии с современными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса.

6.6. Обеспечить поддержку талантливых учащихся, лучших педагогических работников детских школ искусств.

6.7. Обеспечить организационную поддержку мероприятий по повышению квалификации педагогических и руководящих работников детских школ искусств.

6.8. При разработке и введении новых систем оплаты труда работников муниципальных детских школ искусств (по видам искусств) и нормативов бюджетного финансирования муниципальных детских школ искусств (по видам искусств), рекомендовать к использованию Примерное положение об оплате труда работников детских школ искусств и Методические рекомендации по финансированию образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств), разработанные Министерством культуры Российской Федерации и направленные Министерством культуры Свердловской области администрациям муниципальных образований (письмо от 21.05.2009 № 01-04-912/9).

6.9. При введении новых систем оплаты труда работников муниципальных детских школ искусств (по видам искусств), а также нормативов бюджетного финансирования муниципальных детских школ искусств (по видам искусств), рекомендовать учитывать обеспечение норматива охвата детей услугами детских школ искусств не менее 12% детского населения школьного возраста (распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р).

7. Свердловскому областному методическому центру по художественному образованию (директор В.Н. Матияш):

7.1. Разработать систему мер по обновлению содержания образовательных программ, учебных планов учреждений образования в сфере культуры и искусства в соответствии с современными социокультурными потребностями при условии сохранения традиций академического художественного образования.

7.2. Обеспечить научно-методическую и организационную поддержку деятельности детских школ искусств по подготовке учащихся к любительскому художественному творчеству, воспитанию у учащихся качеств грамотного и активного потребителя художественных ценностей.

7.3. Активизировать деятельность по разработке и внедрению в образовательный процесс разноуровневых образовательных программ, ориентированных на обучение в детских школах искусств детей разного уровня одаренности.

7.4. Способствовать внедрению современных педагогических и информационных технологий в преподавание дисциплин художественного цикла.

7.5. Разработать систему мер по модернизации системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников культуры и искусства. Разработать комплексную программу повышения квалификации педагогических и руководящих работников в сфере культуры и искусства Свердловской области.

7.6. Совершенствовать систему выявления и поддержки творчески одаренных детей.

8. Руководителям областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства:

8.1. Усилить взаимодействие с детскими школами искусств по совершенствованию форм профессиональной ориентации учащихся детских школ искусств на продолжение обучения в образовательных учреждениях культуры и искусства следующего уровня.

8.2. Разработать систему мер по обеспечению качественного набора в образовательные учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства.

8.3. Обеспечить научно-методическую поддержку процесса обновления содержания образования в детских школах искусств.

8.4. Способствовать повышению качества реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.


Председатель коллегии,

министр Н.К. Ветрова

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Ссылка на Министерство культуры Свердловской области при использовании материалов обязательна © 2006 Дизайн сайтов в Екатеринбурге Дизайн сайтов Екатеринбург